Методическая копилкаУМК "Начальная школа XXI века"Особенности УМК
Регистрация
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Василий Александрович Сухомлинский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://alla-fedoseeva.ru/
школа
Учительский портал
началка
сайт для педагогов
сайт для учителей
сайт
мой сайт

Версия для слабовидящих
Сейчас на сайте: 6

Особенности УМК "Начальная школа XXI века"


     

     УМК «Начальная школа XXI века» - это результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО,  разработанная авторским коллективом под руководством Н. Ф. Виноградовой. 

Предпосылками для его создания стали:

  • основные положения теории Л.С. Выготского;
  • научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова).

        Основные идеи УМК:

• обучение строится с учетом психологических особен­ностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

•   методика изучения каждого учебного предмета ориен­тируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональном культуры;

      •  обучение строится на основе дифференциации, позво­ляющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обес­печить поддержку его способностей.

В настоящее время приоритетным направлением в начальной школе является развитие целостной гармоничной личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого школьника.

Технология обучения построена на целенаправленном использовании:

Моделирующей деятельности, когда ребенок учится не глазами и ушами, а руками, уходя от репродуктивного обучения. На этом построены все предметы курса.

Поисковая деятельность заключается в том, что в данной программе резко снижено значение готового образца. Когда в поиске результата и под руководством учителя ученик получает знания.

      Темп обучения методики УМК «Начальная школа 21 века» состоит в том, что дети младшего школьного возраста отличаются не уровнем развития, а темпом обучаемости. Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.

       Прежде всего, данная программа направлена на обучение всех детей: и с высоким, и со средним, и с низким уровнем развития. Почему это возможно? Потому что через всю программу, учебники, рабочие и коррекционные тетради проходит идея дифференцированногообучения. Ученик же рассматривается, как «субъект» деятельности: учащиеся сами размышляют, ищут, делают открытия. 
      И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:

1) базовый;

2) материал, не включенный в образовательный стандарт;

3) материал повышенной трудности. Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.

      В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике», по литературному чтению - «Учимся читать выразительно», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.

      Другим важным принципом программы является интеграция, что не всегда имеет место в других программах. Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. В результате интегрированного курса обучения у учащихся формируется желание и умение учиться. Интеграция обеспечивает межпредметные связи, поскольку окружающий ребёнка мир не поделён на учебные предметы! 
     Таким образом, программа оснащена учебниками, которые оформлены эстетически и методически грамотно. К ним прилагается комплект рабочих тетрадей. Кроме того, имеются тетради для коррекционных занятий, что помогает в реализации принципа дифференцированного обучения.

        Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто учить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика – овладеть умениями учиться.

В УMK «Начальная школа XXI века» представлены следующие предметы:

         «Обучение грамоте»- интегрированный курс объединяющий обучение чтению и письму, изучается в рамках образовательных областей -Русский язык» и «Литературное чте­ние» » в первой - третьей четвертях первого года обучения. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Особенностью программы предмета «Обучение грамоте» является ориенти­ровка на введение школьника на языковую действительность, формирование умения учиться, а также навыков чтения, письма и др.

       Весь материал отрабатывается на «ощупь», то есть дети работают с фишками, цифрами, буквами; составляют, разбивают, выкладывают. Всё это способствует развитию мелкой моторики и логическим операциям, а вместе с тем даёт возможность представить учебную информацию в разных сенсорных модальностях.

Каковы особенности обучения письму?

  1. Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. (Работа на нелинованном листе бумаги, формирование пространственной ориентации, умение точно следовать инструкции, отработка понятия «параллельные линии»)
  2. Изменение высоты строки в прописях. (Рука ребенка этого возраста еще не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев)
  3. Увеличение количества времени на написание печатных букв. (Рука детей недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных)
  4. Упрощение написания некоторых курсивных букв. (Задача - научить писать с наименьшими трудностями)
  5. Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв. (Принцип поэлементного написания букв, соединительный штрих)

Методика обусловлена психофизиологическими основами процесса письма, а также возрастными и индивидуальными особенностями 6-летних первоклассников.

     «Литературное слушание»  изучается в первом классе в рамках образовательной области «Литературное чтение» в период, когда школьники еще не овладели навыком само­стоятельного беглого чтения. Основная его цель — поддер­жание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений ра­боты с книгой и читательской деятельности, развитие вос­приятия литературного текста.

      «Литературное чтение» — этот учебный предмет изучается в первом — четвертом классах. Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произве­дения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как ис­кусства слова, формирование отдельных литературоведче­ских понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техниче­скими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.

         «Русский язык» (систематический курс) изучается со вто­рого полугодия первого года обучения и направлен на реше­ние задач лингвистического образования и речевого разви­тия школьников. Программа реализует цели ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, форми­рования умений и навыков грамотного безошибочного пись­ма, развития устной и письменной речи школьника, его инте­реса к языку и речевому творчеству. В программе второго — четвертого классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку — «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвисти­ческих знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечива­ет формирование устной и письменной речи, речевого твор­чества и интереса к языку).

      «Математика»  как самостоятельный предмет изучается с первого полугодия первого класса. Программа реализует следующие цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логиче­ского мышления, пространственных ориентировок и другое, а также математическую подготовку учащихся к дальнейше­му обучению. В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических зна­ний и умений в соответствии с пятью содержательными ли­ниями: элементы арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; алгебраическая пропе­девтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается со­держание обучения.

      «Окружающий мир».  Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения курса «Окружающий мир» у детей формируются умения и навы­ки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяй­ственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений. Для развития творческого мышления разработаны специальные рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Наблюдаем и трудимся»

         «Технология» — интегрированный учебный предмет, сочетающийся с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент, изучается в первом — четвертом классах. Интегрированный характер курса связан с необходимостью формирования у детей технологиче­ской культуры — общего отношения к окружающему миру, основанного на преобразовании, улучшении среды обита­ния человека. Содержание программы позволяет форми­ровать у младших школьников основы творческой деятельности, элементы технологического и конструктор­ского мышления, воспитать экологически разумное отно­шение к техническому прогрессу, расширить жизненно-практический опыт в области профессиональной деятель­ности людей.

        Еще одна отличительная особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность.

     И наконец, педагогическая диагностика, даст возможность подвести итог работы, увидеть каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.